СЦ Хорошая Работа
РЕМОНТ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ОРГТЕХНИКИ
   
Диспетчер:
Ремонт оргтехники:
Ремонт радиотелефонов:

email:
WAP версия сайта

254 2827
740 8874
168 7485

inform@goodwork.ru
http://wap.goodwork.ru

Ремонт принтеров и оргтехники  

Раскрутка сайта в поисковых системах.

К оглавлению

ЮЗАБИЛИТИ. ПРАВИЛА. КОНЦЕПЦИЯ.

Автор: Львов М.В.

lm@1ow.ru

Опубликовано: Магия ПК. 2006г. №5-7

 

В этой главе объясняется, как правильно построить структуру вашего сайта, чтобы посетитель, который туда зайдёт, остался и возможно вернулся к вам снова.
Нельзя недооценивать значение юзабилити сайта. Посетитель, наткнувшись на незнакомую систему навигации или чрезмерно (выше 3х уровней) усложненный путь к товару, статье, презентации или тому, что вы для него приготовили, не будет разбираться, на что ему нажать, чтобы получить результат. Обычно пользователь визуально "сканирует" страницу, на которую он попал, не больше 10 секунд, если за это время ему не стало понятно, что надо делать, то он уходит с сайта. Интернет магазины теряют больше половины посетителей, только потому, что посетители не могут сразу найти товар, который они ищут. Если выразить понятие "юзабилити" одним словом то это будет "дружелюбность".
Поставьте себя на место посетителя - вы будете разбираться с незнакомым интерфейсом программы, которая вроде бы и нужна, но есть и привычные уже программы, где вам просто ориентироваться и быстро добиться необходимого результата? Ситуация с сайтом абсолютно идентичная - если вы считаете, что посетитель будет с упоением копаться в ваших запутанных страницах, используя вами же придуманную систему навигации, то это действительно только для ресурсов, где выложена эксклюзивная, совершенно необходимая информация. Во всех других случаях первая открытая страница вашего сайта окажется и последней, которую увидит посетитель, так как он пойдет к другим, у которых он получит то же самое, со значительно меньшими усилиями.

Рассмотрим главные параметры нарушенного юзабилити сайта

  1. Низкая скорость загрузки - если сайт грузится дольше порога "визуального сканирования", т.е. дольше десяти секунд, то 80% посетителей уйдут, не дождавшись полной загрузки.

  2. Большой размер страниц - данный параметр обуславливает первый, со всеми вытекающими. Но низкая скорость зависит не только от большого размера страниц, это также может быть и ненадёжный хостинг. Обычно большой размер страниц это картинки и фотографии, которые вы не смогли или не стали оптимизировать для сайта.

  3. Низкое качество контента - заимствованный или непрофессионально написанный контент сайта не добавит вашему сайту ни популярности, ни рейтинга. Посетитель не станет читать у вас то, что он и так уже сто раз видел в интернете. Также примером непрофессионального контента могут послужить - куцые вырезки из инструкции вместо нормального описания или отсутствие описание вообще.

  4. Неудобная навигация - об этом еще пойдет отдельный разговор, но обратите внимание, что это, пожалуй, одна из самых частых ошибок вебмастера и самый действенный способ спровадить посетителя в дальнейшее путешествие по интернету, но уже без вас.

  5. Излишняя информация - перегруженный ссылками, рекламой, нагромождениями анонсов и новостей сайт не вызывает ничего кроме раздражения и желания поскорей его покинуть.

Юзабилити рассматривает такие факторы как:

- Простота обучения: Насколько быстро пользователь сможет освоить выполнение простых задач, если до этого он никогда не видел интерфейс системы? Это значит, что если посетитель пришёл к вам, ему с первого взгляда должно быть понятно, как достигнуть желаемого результата.

  1. Добивайтесь, чтобы навигация на вашем сайте была понятна и легко доступна. Профессиональный вебдизайнер этого всегда сможет достичь, не нанеся урона непосредственно дизайну. Также навигация должна присутствовать на всех страницах сайта и везде быть одинаковая, тупиков из которых можно выбраться только кнопкой "НАЗАД" быть не должно. Дополнительно желательно использовать "перелинковку" - например, со страницы с описанием идет ссылка на faq по этой позиции, а из фака по этой позиции на её описание.

  2. ПРОСТОТА И КОНКРЕТИКА. Вот столпы, на которых должен стоять интернет - магазин или представительство фирмы в интернете (Понятно, что для сайта про любимую кошку данный пункт можно пропустить). Избегайте общих фраз, вроде - "наши товары самые дешёвые и доступные" или "наши строители стоят замечательно". Лучше скажите "телевизор Samsung, 72см диагональ, 100Гц, 100 каналов всего за 199уе." или "бригада наших строителей всего за 1 месяц построит вам дом 10х10 из бруса, с бетонным фундаментом и отделкой вагонкой из ценных пород дерева".

  3. Все сокращения и пиктограммы должны быть или стандартными или настолько продуманными, чтобы их смысл был ясен с первого взгляда.

  4. Очень осторожно экспериментируйте с цветовым оформлением ссылок. Пользовать привык, что ссылки бывают определенного цвета. Не надо делать текст фиолетовым, а ссылки зелеными, ничего, кроме сумбура и потери клиента, это принести не может.

- Эффективность использования: После того, как пользователь научился пользоваться системой, насколько быстро он сможет выполнять задачи?

  1. Создавая структуру сайта, старайтесь, чтобы глубина ссылок (на сколько уровней вниз она ведет) была не более 3х. Это значительно упростит работу с сайтом для конечного пользователя, которым, разумеется, является ваш посетитель.

  2. Помещайте на главную страницу только конкретное описание, что именно посетитель может получить на этом ресурсе или от вашей компании. Для знакомства с наградами, сертификатами и лично директором создавайте отдельные разделы.

  3. Обеспечивайте индикацию посетителю его местоположения на сайте. Можно убирать ссылку на страницу, где он сейчас находится, из списка ссылок. Можно ставить какое либо обозначение рядом со ссылкой, где сейчас находится посетитель. Также можно прямо описывать местонахождение, например - "вы сейчас на странице голосования", но первые два варианта предпочтительней.

  4. Используйте общепринятые обозначения и сокращения, интуитивно понятные названия страниц. Страница, называющаяся dfgjhj457.htm не вызывает ничего кроме недоумения, в отличие от holodilniki.htm.
    Также не помещайте весь сайт в корневую директорию, разделите его на разделы. Навигация по сайту должна быть прозрачной. Путь shop/tv/Panasonic/model.htm в строке броузера позволит пользователю всегда быть в курсе, где он находится сейчас, в отличие оттого, что все модели и все виды товара появляются сразу после названия сайта или после непроизносимого и ни с чем не ассоциируемого пути вроде: "index.php?id=10041&incat=1".
    Не заполняйте служебные поля броузера бесполезными репликами, не блокируйте привычные действия пользователя- кнопки броузера, мыши, сохранение страницы и т.п. Такие действия типичны для начинающих вебмастеров, которые начитались статей и накачали скриптов. Если вы считаете верхом мастерства вебмастера оставить посетителю минимум свободы или дрожите за свой драгоценный код, то вспомните судьбу протокола Х25.

  5. Всегда используйте абсолютные ссылки (http://www.domain.ru/superpage.htm) на своих страницах. Ведь если посетитель сохранит понравившуюся страницу сайта, например прайс-лист, то когда он откроет её на своем компьютере, у него не будет возможности использовать вашу систему навигации, так как директории с остальными страницами остались на сервере.

  6. Никогда не ставьте ссылку под словами <здесь>, <тут>, <сюда> (например: полную версию постановления смотри <а href=<...>>здесь</а>). Попробуйте написать так: <на сайте есть также и <а href=<...>>полная версия постановления</а>. Кстати, сказанное верно еще и потому, что почти во всех броузерах текст внутри тега <а> подсвечивается тем или иным образом (выделяется подчеркиванием, цветом). Глаз при беглом просмотре странички более вероятно зацепится за выделенные информативные слова, чем за неконкретное краткое наставление <вам сюда>. Как говорится, покупатель и продавец, будьте взаимно вежливы!

  7. Всегда прописывайте параметр ALT для изображений. У многих пользователей отключён показ картинок и вместо пустого квадратика он должен увидеть вразумительное описание, тогда, если его это заинтересовало, он принудительно загрузит картинку. Ни в коем случае не вставляйте вместо описания список ваших ключевых слов, так как это показывает ваше полное неуважение к вашему потенциальному покупателю или даже просто элементарное человеческое неуважение. Также это разрушит смысловую структуру вашей страницы. Попробуйте лучше перефразировать описание так, чтобы оно было четким, внятным и содержало 1, максимум 2 ключевых слова данной страницы. Также всегда прописывайте размер картинки, так как, не отобразив картинку, броузер не запросит и её параметры и отобразит её размеры, как ему захочется, и дизайн страницы будет разрушен.

  8. Использование фреймов на вашей странице возможно только тогда, когда без этого действительно никак нельзя обойтись!
    Во-первых:
    Большинство поисковых машин не умеют работать с фреймовыми структурами. Они не будут проверять ссылки, определенные в структуре FRAMESET. Для того чтобы поисковые машины отработали такие ссылки из FRAMESET, следует предпринять специальные меры по дублированию ссылок из FRAMESET в конструкции NOFRAMES. Вставляйте в содержимое NOFRAMES полный каталог документов Вашего сервера или что-либо в этом роде. Получается типичная карта сервера, которую проиндексирует поисковик. Это создаёт дополнительные неудобства и для пользователя и для хозяина ресурса, так как пользователь увидит в поисковике ссылки безо всяких пояснений, а вебмастеру придётся постоянно обновлять эти списки.
    Попробуйте осуществить поиск в Google по следующему запросу: "does not support frames"(не поддерживает фреймы); и вы обнаружите около 10 миллионов веб-сайтов, которые найдет Google! Это происходит с сайтами, на которых поисковик наткнулся на фреймовую структуру и как следствие получил содержимое страницы - "ваш броузер не поддерживает фреймы, обратитесь за обновлением".
    Во-вторых:
    фреймовая структура не позволяет корректно пользоваться привычной всем кнопкой "НАЗАД", что создаёт неудобство посетителю сайта.
    В-третьих:
    необходимость устанавливать или дублирующую панель навигации в каждое окно фрейма или вешать скрипты, которые будут автоматически перебрасывать, зашедшего через поисковик на дополнительное окно, на основную страницу. Это создаёт перегруженность сайта и дополнительные неудобства для посетителя.

    Использование фреймов допустимо только тогда, когда без них ну никак не обойтись. Использование по принципу "если очень хочется" возможно, но вам придётся решать массу проблем, которые вы сами на себя повесите. Всё еще хочется? Тогда дерзайте.

- Запоминаемость: Если пользователь работал ранее с системой, сколько он смог запомнить и не придется ли ему изучать систему снова?

  1. Понятно, что если вы используете стандартную навигацию по сайту, поисковая система привычна и в пояснениях не нуждается, цветовая гамма типична для данного класса web - ресурсов, то пользователю не придется ничего учить или запоминать. Это является идеальным случаем, но как показывает практика, идеальные случаи это или учебные модели или сценарии голливудских фильмов. На практике же почти у каждого сайта есть свои отклонения от стандартных моделей, которые обуславливаются индивидуальным дизайном каждого сайта. Но всё же вы должны делать так, чтобы эти отклонения были незначительны и пользователь, без труда, понимал, с каким стандартным модулем они соотносятся. Сильное искажение стандартных параметров навигации и оформления является грубейшим нарушением юзабилити любого корпоративного сайта или интернет - магазина. Никто не будет читать help по вашему сайту или пояснительные надписи к неизвестной навигации. Если вы печетесь об увеличении продаж и уважаете ваших клиентов, придется поступиться желанием быть "особенными" таким образом. Если вы хотите стать особенными, то лучше уделите больше времени проработке описаний, ценовой политике, поддержке форума и написанию статей

- Количество и серьезность ошибок: Как часто пользователь ошибается при работе с системой, насколько серьезны эти ошибки и как их исправить?

  1. Всегда прописывайте страницу для ошибки 404 (страница не найдена). Чтобы пользователь понял, что к нему относятся с уважением, а не как к кликмейкеру. И если он ошибся или вы уже удалили данную страницу, то вместо страницы, на которой понаписаны какие-то непонятные пользователю иероглифы, он должен увидеть сообщение сайта об ошибке или перемещении ссылки. Тогда он поймет, что ничего страшного не произошло и просто попробует пойти по другим ссылкам.
    Это достигается очень просто - в файле .htaccess пропишите ErrorDocument 404 /errorpage
    errorpage - страница сайта, которая будет отображаться при ошибке 404.
    Обратите внимание, что файл .htaccess относится к той директории, где он находится. Если он лежит в корне сайта, то относится ко всему сайту, а если в какой-то из папок лежит свой файл .htaccess, то ошибка данной директории будет обрабатываться в соответствии с ним.

  2. Если на сайте используется внутренняя поисковая система, то грамматические ошибки пользователя должны тем или иным образом обрабатываться.
    Не надо в принудительном порядке выдавать ему результаты с уже исправленной грамматикой, может он намеренно искал искаженное слово, просто вверху поиска укажите "может быть, вы имели в виду : …" со ссылкой на исправленный поиск.

- Субъективное удовлетворение: В какой мере пользователю нравится работать с системой?

  1. Если посетителю нравится работать с сайтом, то он останется и возможно вернётся снова, так что не жалейте усилий на улучшение юзабилити вашего ресурса, но помните, что совершенство - это когда нельзя уже ничего УБРАТЬ и больше нечего ДОБАВИТЬ. Научиться понимать эту грань вам поможет только опыт.

  2. Косвенным показателем того, что пользователю удобно работать с вашим сайтом, может послужить статистика - сколько посетителей просмотрело не меньше 3х страниц сайта, просматривают ли посетители приготовленные рекламные материалы, акции, статьи, если пользователь зашел по определенному запросу, просматривал ли он другие материалы или товары. Если основной процент посещений - это заходы только на одну страницу, а потом посетитель покидает сайт, стоит подумать, а что же всё-таки не так.

При перепечатке этой статьи обязательным условием является согласование с автором адреса и вида размещения. Направьте .